Возникновение новых терминов и громких названий – неотъемлемая часть косметической и эстетической индустрии. Маркетологи играют на том, что сложные незнакомые слова разжигают любопытство и провоцируют попробовать новинку. Ну, а когда они заимствованы из медицины, можно быть уверенным: потребители однозначно заинтересуются таким средством. Если же кроме прочего придать названию средства научный ореол, высокие продажи практически гарантированы. Именно маркетологам мы обязаны появлением нового термина – «космецевтика». Так стоит ли тратить деньги на громкое слово на упаковке? Возможно – если она скрывает эффективные и безопасные ингредиенты!
Космецевтика: проблемы определения термина
Кроме термина «космецевтика», в обиходе также можно услышать такие обозначения, как «лечебная косметика», «дерматокосметика» или «медицинская косметика». В Европе они должны соответствовать Косметической директиве, но в США и странах Юго-Восточной Азии отдельные продукты, например, солнцезащитные средства, тоже подпадают под определение «медицинский уход за кожей». Подобные средства подлежат отдельной, сложной и дорогостоящей, процедуре регистрации и контролю за содержанием в них определенного количества УФ-фильтров. Перед этим проводятся клинические исследования для определения безопасности, правильной дозировки, чтобы исключить повреждения кожи и угрозы здоровью в целом. Естественно, подобный научный и доказательный базис могут позволить себе только авторитетные компании.
В то же время определение термина «космецевтика» не встречается ни в Европейской косметической директиве, ни в американском FDA. Однако, раз уж с ним связывается представление об определенном уровне качества косметики, имеет смысл дать определение этому термину. Зато в них явно прописано, что лечение заболеваний кожи при помощи косметических средств исключено – это прерогатива лекарственных средств, так что все многообещающие ссылки на терапевтические свойства косметики, в принципе, не совсем незаконны.
Однако ни для кого уже не секрет, что современная косметика способна на большее, чем на поверхностные эффекты вроде смягчения или увлажнения: она решает глобальные проблемы возрастной кожи, устраняет симптомы аллергии, розацеа, акне и пр. Это не только порождает путаницу, но и содействует появлению откровенно мошеннических брендов и сетевых пирамид, спекулирующих ярлыком «космецевтика». Кому из нас не звонили «загадочные» девушки, предлагающие пройти омолаживающие процедуры «совершенно бесплатно»? Разве тем, у кого нет мобильного.
Так в каких случаях мы можем или даже должны говорить о космецевтике или, другими словами, о косметических ингредиентах с терапевтическим (лекарственным) эффектом? Рассмотрим подробнее соответствующие критерии таких средств, а также вещества, которые предопределяют терапевтическое воздействие космецевтики на кожу.
Космецевтика: критерии соответствия
Итак, когда же мы имеем право говорить о косметических средствах с фармацевтическим эффектом, также известных как космецевтика? На настоящий момент косметологи и юристы пришли к консенсусу по следующим критериям:
- Доказанные результаты исследований in vitro и in vivo воздействия данного вещества на клетки, ткани, кровеносные сосуды, ферменты, рецепторы и т. д. – то есть активирует, тормозит и влияет ли вообще данное средство на течение биохимических процессов. Видимый внешне рекламируемый эффект должен быть клинически выражен, статистически доказан, воспроизводим и значим. Но это трудно осуществить, особенно в случае омолаживающего действия космецевтики.
- Активные ингредиенты космецевтики должны относиться к фармацевтически активным веществам, которое улучшает и стабилизирует состояние кожи или снижает симптомы кожных заболеваний. Примеры: пантенол (в случае покраснений, ожогов), азелаиновая или транексамовые кислоты (при гиперпигментациях), клотримазол (при перхоти).
- Трансдермальное проникновение – один из важнейших критериев для определения космецевтики как эффективного средства, а не плацебо. Средства, которые наносятся на поверхность кожи, влияют на физиологию эпидермиса и подлежащие ткани, иногда они даже оказывают системный эффект, если в них задействованы трансдермальные системы доставки. Активное вещество космецевтики должно проникать через эпидермальный барьер, а затем в эпидермис. Для этой цели оно может быть объединено с молекулами-носителями, улучшающими проницаемость барьера. Пример: вещество фосфатидилхолин, способный «транспортировать» как липофильные, так и гидрофильные вещества.
- Космецевтика не должна проявлять системное действие. Например, в нее запрещено включать гормоны. Зато те же фитогормоны (изофлавоноиды) разрешены, так как обладают локализованным эстрогеноподобным эффектом.
- Безопасность вещества должна быть документально подтверждена его токсическим профилем в соответствии с требованиями Косметической директивы ЕС. Ни один ингредиент космецевтического средства не должен находится в списке веществ, запрещенных Европейской косметической директивой.
Если строго отнестись к вышеперечисленным критериям, многие дорогие косметические средства, которые позиционируются как космецевтика, им не соответствуют. Другими словами, не каждая упаковка, на которой написано «космецевтика», является таковой. В то же время следует отметить, что существуют продукты, которые полностью соответствуют критериям космецевтики, но не рекламируются как таковые.
Космецевтика: особенности ингредиентов
Как более технологическоке средств, космецевтика не включает в себя просто классические экстракты или вытяжки, а тем более компоненты в чистом виде. Например, такие вещества, как масло вечерней примулы, обычно включаются в состав эмульсий, кремов, липосом, нанодисперсий или безводных составов. В этих формулах его эффективность не только не снижается, а наоборот, благодаря молекулам-носителям повышается биодоступность ткани для беспрепятственного прохождения активного вещества. В этом случае очень важно выбрать адекватную формулу состава, так как основная цель действия лежит не на поверхности, а в более глубоких слоях кожи, поэтому космецевтики должны быть свободны от «пагубных» добавок.
Следовательно, отдушки, консерванты, эмульгаторы, предположительно вызывающие аллергию и нарушающие барьерные функции кожи, не соответствуют концепции продуктов космецевтического класса. Также принципам производства космецевтики не соответствуют введенные в состав средства парафиновые масла и комедогенные углеводороды.
Если говорить коротко, космецевтическая формула должна гарантировать отличную проницаемость компонентов, соответствовать физиологии кожи, быть свободной от «ненужных» добавок и не оказывать отрицательных побочных эффектов. Можно сказать, что эти требования совершенно идентичны к тем, которые предъявляются к лекарственным средствам с местным применением. Однако косметические средства имеют меньше ограничений при выборе компонентов для своего состава.
Компоненты, которые включают в состав космецевтики
А теперь поговорим о том, что нужно искать в составе настоящей космецевтики. В данном случае достаточно низких концентраций активных веществ, чтобы формула средства могла соответствовать критериям космецевтики, но большинство из таких ингредиентов заключают в особые формулы, например, в наночастицы или липосомы – так они лучше проникают в кожу и обеспечивают терапевтический эффект космецевтики. В случае с витаминами А, С и Е ключевую роль играют их эфиры (ацетаты, пальмитаты, стеараты, фосфаты и пр.): они представляют собой неактивные транспортные формы, которые расщепляются под действием ферментов после прохождения рогового слоя эпидермиса.
Косметическая проблема | Класс веществ | Представители (компоненты космецевтики) |
Акне | Антибактериальные вещества | Салициловая кислота, азелаиновая кислота, бетулиновая кислота, альфа-гидроксикислоты в высокой концентрации. |
Розацеа, купероз, раздражения на коже | Сосудоукрепляющие вещества | Растительные сапонины (из солодки, иглицы, хвоща, конского каштана), транексамовая кислота. |
Ингибиторы воспаления | Липосомальные формы растительных экстрактов, гамма- и альфа-линоленовая кислоты, пантенол, альфа-бисаболол. | |
Антиоксиданты | Флавоноиды и полифенолы, олигомерные проантоцианидины (ОРС), эфиры витамина С и витамина Е (после ферментативного расщепления), глутатион, коэнзим Q10, ресвератрол, куркумин. | |
Морщины, признаки старения | Факторы роста и сигнальные вещества | Пептиды, спилантол и капсаициноиды. |
Растительные эстрогены | Изофлавоны и изофлавоноиды (из клевера и сои). | |
Стимуляторы образования коллагена | «Медные» пептиды, производные аскорбиновой кислоты, фруктовые кислоты с низкой кислотностью, иногда в высокой концентрации. | |
Стимуляторы факторов роста | Ретиноиды, некоторые витамины. | |
Гиперпигментация | Ингибиторы тирозиназы | Койевая кислота, транексамовая кислота, арбутин. |
Производные витаминов и минералов | Ретиноиды, витамин С фосфат, марганцевые соли. | |
Аллергические заболевания | Противозудные и смягчающие вещества | Керамиды, мочевина, аллантоин, амиды длинноцепочечных жирных кислот, омега-3 кислоты, линолевая кислота, фосфатидилхолин, DMAE (метаболит фосфатидилхолина), некоторые аминокислоты и эфиры гиалуроновой кислоты. |
| Ингибиторы 5-липоксигеназы | З-ацетил-11-кето-босвеллевая кислота, нордигидрогваяретовая кислота, гиперфорин (из зверобоя). |