Форум

Женские судьбы в фильме «Белая гвардия» (2012)

Мы выбираем, нас выбирают… В фильме Снежкина булгаковские героини и герои выбрали друг друга не случайно.

12.04.2014

Каждая женщина вполне отчетливо представляет себе мужчину своей мечты или хотя бы типаж человека, с которым ей хотелось бы разделить жизнь. Однако сплошь и рядом случается так, что в воображении нам рисуется один образ, а рядом упорно оказывается совершенно другой тип мужчины, абсолютно не схожий с воображаемым. И ведь что любопытно – сколько не меняет женщина партнеров, все равно они оказываются похожими между собой чертами характера и особенностями темперамента.

Проблема психологической совместимости и комфортного выбора партнера описана в очень многих научных трудах. Психологи готовы часами рассуждать о том, на основании каких внешних данных или поведенческих особенностей выбирают друг друга мужчины и женщины. А я вот недавно проследила такие психологические линии выбора воочию, причем в самом неожиданном источнике – во время просмотра сериала «Белая гвардия».

Источник для наблюдений оказался исключительно удачным. Дело в том, что содержание фильма крайне приблизительно отражает суть собственно романа Михаила Булгакова, по мотивам которого он был создан. Оно и неудивительно, ведь автор не слишком подробно прописал образы своих героев, а некоторые из них и вовсе набросал схематично, упомянув в нескольких строках. Вот и пришлось сценаристам додумывать и разворачивать взаимоотношения между героями сериала по своему усмотрению. Кстати, не будем забывать, что среди авторов сценария «Белой гвардии» - сплошь мужчины, а потому их взгляд на выстраивание отношений между героями и героинями сериала весьма показателен.

Итак, по мнению создателей фильма «Белая гвардия», зрительского внимания заслуживают две женщины взрослого поколения – Елена и Юлия (хотя по роману Елене Тальберг было всего 24 года) и две юные особы – Аннушка и Ирина. Возможно, сценаристы нарочно сделали акцент на женщинах из разных социальных слоев: супруга штабного офицера Елена Тальберг – и дама полусвета Юлия, сестра дворянина, полковника Най-Турса Ирина – и горничная в доме Турбиных Аннушка. Однако противопоставление характеров прослеживается очень отчетливо. Весьма показательна сцена, когда и Елена, и ее горничная Аня горько рыдают, сидя рядышком на диване, от страха перед происходящими на улице боевыми действиями и перед собственной беспомощностью.

В противовес их истеричному поведению авторы фильма приводят Юлию, храбро бросающуюся спасать неведомого раненого офицера практически на глазах у его вооруженных преследователей, а также Ирину, мужественно разыскивающую в анатомическом театре тело своего погибшего брата.

Но что же мужчины, окружающие этих прекрасных булгаковских героинь? И вот тут начинается самое интересное.

Образ Елены получился у создателей фильма довольно истеричным и экзальтированным. Она бестолково суетится по дому, встречая вернувшихся после сражений братьев или друзей семьи, нервно врывается в кабинет брата вовремя его врачебного приема с требованием немедленной помощи в разговоре с беременной горничной, в ужасе затыкает уши при чересчур эмоциональной тираде Мышлаевского, вернувшегося с поля боя, часто и много плачет, нарекает братьям на то, что они бросают ее беззащитной.

Рядом с Еленой – двое мужчин: в начале фильма это ее супруг, офицер Генерального штаба Тальберг, довольно сильный типаж умного, осмотрительного, расчетливого мужчины, и после его отъезда – Шервинский, поручик лейб-гвардии, обладатель дивного оперного голоса, шикарной внешности и галантных манер, любитель пышной театральной показушности и в словах, и в поступках. Это и бесконечные пышные букеты цветов хозяйке дома, и эффектные костюмы, и множество придуманных историй – то о принце, подарившем ему дамасский клинок, то о княгине, восхищенной его пением, то о самых свежих данных по поводу чудесного спасения государя императора или высадки союзных войск в Одессе.

Пожалуй, не напрасно он всей душой стремится завоевать сердце Елены Тальберг, поскольку именно такая немного истеричная, легкая для внушения восторга особа сможет по достоинству оценить его талант. Хотя Елена и понимает ветреность Шервинского, он ей очень нравится, чего она и не скрывает, соглашаясь стать его женой. А вот Тальберг, безусловно, осознает, что столь неустойчивый характер его супруги станет помехой в осуществлении его планов, и потому даже не помышляет взять ее с собой, покидая Киев с немецким эшелоном.

Возле Юлии – тоже двое мужчин: оратор, стихотворец, прапорщик батальона бронемашин и диверсант Михаил Шполянский, а также закаленный в войнах, немного ироничный и безусловно сильный духом доктор Алексей Турбин. Удивительно, но для обоих мужчин Юлия выступает хранительницей и спасительницей: Шполянский ценит ее спокойную надежность и, возможно, силу характера, а Турбину она буквально спасает жизнь, спрятав от преследователей и перевязав рану. Трудно сказать, кого из них она предпочла бы, представься ей право выбора. Однако в финале фильма Юлия остается с более слабым избранником - Турбиным, которого сумела защитить от Шполянского.

Удивительно, но и среди юных героинь фильма «Белая гвардия» авторы сценария выстраивают аналогичные психологические линии. Так, проявивший неожиданную для 17-летнего парня силу духа Николка, не дрогнувший в бою против многочисленного противника, влюбляется в сестру полковника, с которым держал оборону против петлюровцев. Ирина – достойная родственница своего героического брата: характер проявляется и в твердых, уверенных разговорах с матерью, и в поисках тела погибшего брата. Вполне возможно, и сам Михаил Булгаков полагал эту пару совершенно гармоничной, приводя в конце своего романа строки о том, что теперь Николка часто станет бывать в этом доме на Малоподвальной. А сценаристы фильма и вовсе дают возможность юным героям вместе уехать из разоренного войной Киева.

Что же касается горничной Аннушки, то и тут выбор героя ее сердца абсолютно закономерен – барышня, грубящая своей хозяйке, демонстративно гремящая кастрюлями, постоянно хнычущая и всё роняющая, влюблена в поручика Мышлаевского. И не мудрено в такого влюбиться – мефистофельский нос, разные глаза, красивая голова, хотя и с будто срезанным косо подбородком; буян и дебошир, любитель выпивки и азартных игр, бесстрашный вояка, надежный товарищ и совершеннейший ветреник в общении с женщинами. Собственно, и отношения Мышлаевского с Анной в фильме заканчиваются вполне закономерно – беременностью барышни и обещаниями поручика жениться по возвращении из похода с Деникиным, во что, впрочем, не верит ни он сам, ни окружающие.

Конечно, события фильма наложены на непростую историческую эпоху, и нам трудно сопоставить себя с женскими образами того времени. Однако черты мужских характеров из «Белой гвардии» мы можем оценить в полной мере и даже выбрать те типажи, которые нам более всего по душе. Ну а уж сделать так, чтобы покорить их сердца, способны женщины любой эпохи.

Для Нее

Angel Schlesser Pour Elle Туалетная вода

178


 

Для Него

Versace Pour Homme Туалетная вода

866


 

Товары
Статьи
Воротнички начала ХХ века в "Белой Гвардии" (2012) Антикризисный тренд, модерн и милитари "золотой" Елены.

8645


День Небесной сотни Сотня юных орлов из казачьих полков, как в «Белой Гвардии».

4049


Свадьба мечты для Лилии и Дмитрия - от wedding.ua Благотворительный проект от wedding.ua.

186


Как казаться умнее: «эффект ореола» «Искусственный интеллект» – дело нескольких привычек!

461


Как поднять самооценку: работа над ошибками Главное – не врать себе.

398