Женские судьбы в фильме «Белая гвардия» (2012)

Мы выбираем, нас выбирают… В фильме Снежкина булгаковские героини и герои выбрали друг друга не случайно.

12.04.2014

Каждая женщина вполне отчетливо представляет себе мужчину своей мечты или хотя бы типаж человека, с которым ей хотелось бы разделить жизнь. Однако сплошь и рядом случается так, что в воображении нам рисуется один образ, а рядом упорно оказывается совершенно другой тип мужчины, абсолютно не схожий с воображаемым. И ведь что любопытно – сколько не меняет женщина партнеров, все равно они оказываются похожими между собой чертами характера и особенностями темперамента.

Проблема психологической совместимости и комфортного выбора партнера описана в очень многих научных трудах. Психологи готовы часами рассуждать о том, на основании каких внешних данных или поведенческих особенностей выбирают друг друга мужчины и женщины. А я вот недавно проследила такие психологические линии выбора воочию, причем в самом неожиданном источнике – во время просмотра сериала «Белая гвардия».

Источник для наблюдений оказался исключительно удачным. Дело в том, что содержание фильма крайне приблизительно отражает суть собственно романа Михаила Булгакова, по мотивам которого он был создан. Оно и неудивительно, ведь автор не слишком подробно прописал образы своих героев, а некоторые из них и вовсе набросал схематично, упомянув в нескольких строках. Вот и пришлось сценаристам додумывать и разворачивать взаимоотношения между героями сериала по своему усмотрению. Кстати, не будем забывать, что среди авторов сценария «Белой гвардии» - сплошь мужчины, а потому их взгляд на выстраивание отношений между героями и героинями сериала весьма показателен.

Итак, по мнению создателей фильма «Белая гвардия», зрительского внимания заслуживают две женщины взрослого поколения – Елена и Юлия (хотя по роману Елене Тальберг было всего 24 года) и две юные особы – Аннушка и Ирина. Возможно, сценаристы нарочно сделали акцент на женщинах из разных социальных слоев: супруга штабного офицера Елена Тальберг – и дама полусвета Юлия, сестра дворянина, полковника Най-Турса Ирина – и горничная в доме Турбиных Аннушка. Однако противопоставление характеров прослеживается очень отчетливо. Весьма показательна сцена, когда и Елена, и ее горничная Аня горько рыдают, сидя рядышком на диване, от страха перед происходящими на улице боевыми действиями и перед собственной беспомощностью.

В противовес их истеричному поведению авторы фильма приводят Юлию, храбро бросающуюся спасать неведомого раненого офицера практически на глазах у его вооруженных преследователей, а также Ирину, мужественно разыскивающую в анатомическом театре тело своего погибшего брата.

Но что же мужчины, окружающие этих прекрасных булгаковских героинь? И вот тут начинается самое интересное.

Образ Елены получился у создателей фильма довольно истеричным и экзальтированным. Она бестолково суетится по дому, встречая вернувшихся после сражений братьев или друзей семьи, нервно врывается в кабинет брата вовремя его врачебного приема с требованием немедленной помощи в разговоре с беременной горничной, в ужасе затыкает уши при чересчур эмоциональной тираде Мышлаевского, вернувшегося с поля боя, часто и много плачет, нарекает братьям на то, что они бросают ее беззащитной.

Рядом с Еленой – двое мужчин: в начале фильма это ее супруг, офицер Генерального штаба Тальберг, довольно сильный типаж умного, осмотрительного, расчетливого мужчины, и после его отъезда – Шервинский, поручик лейб-гвардии, обладатель дивного оперного голоса, шикарной внешности и галантных манер, любитель пышной театральной показушности и в словах, и в поступках. Это и бесконечные пышные букеты цветов хозяйке дома, и эффектные костюмы, и множество придуманных историй – то о принце, подарившем ему дамасский клинок, то о княгине, восхищенной его пением, то о самых свежих данных по поводу чудесного спасения государя императора или высадки союзных войск в Одессе.

Пожалуй, не напрасно он всей душой стремится завоевать сердце Елены Тальберг, поскольку именно такая немного истеричная, легкая для внушения восторга особа сможет по достоинству оценить его талант. Хотя Елена и понимает ветреность Шервинского, он ей очень нравится, чего она и не скрывает, соглашаясь стать его женой. А вот Тальберг, безусловно, осознает, что столь неустойчивый характер его супруги станет помехой в осуществлении его планов, и потому даже не помышляет взять ее с собой, покидая Киев с немецким эшелоном.

Возле Юлии – тоже двое мужчин: оратор, стихотворец, прапорщик батальона бронемашин и диверсант Михаил Шполянский, а также закаленный в войнах, немного ироничный и безусловно сильный духом доктор Алексей Турбин. Удивительно, но для обоих мужчин Юлия выступает хранительницей и спасительницей: Шполянский ценит ее спокойную надежность и, возможно, силу характера, а Турбину она буквально спасает жизнь, спрятав от преследователей и перевязав рану. Трудно сказать, кого из них она предпочла бы, представься ей право выбора. Однако в финале фильма Юлия остается с более слабым избранником - Турбиным, которого сумела защитить от Шполянского.

Удивительно, но и среди юных героинь фильма «Белая гвардия» авторы сценария выстраивают аналогичные психологические линии. Так, проявивший неожиданную для 17-летнего парня силу духа Николка, не дрогнувший в бою против многочисленного противника, влюбляется в сестру полковника, с которым держал оборону против петлюровцев. Ирина – достойная родственница своего героического брата: характер проявляется и в твердых, уверенных разговорах с матерью, и в поисках тела погибшего брата. Вполне возможно, и сам Михаил Булгаков полагал эту пару совершенно гармоничной, приводя в конце своего романа строки о том, что теперь Николка часто станет бывать в этом доме на Малоподвальной. А сценаристы фильма и вовсе дают возможность юным героям вместе уехать из разоренного войной Киева.

Что же касается горничной Аннушки, то и тут выбор героя ее сердца абсолютно закономерен – барышня, грубящая своей хозяйке, демонстративно гремящая кастрюлями, постоянно хнычущая и всё роняющая, влюблена в поручика Мышлаевского. И не мудрено в такого влюбиться – мефистофельский нос, разные глаза, красивая голова, хотя и с будто срезанным косо подбородком; буян и дебошир, любитель выпивки и азартных игр, бесстрашный вояка, надежный товарищ и совершеннейший ветреник в общении с женщинами. Собственно, и отношения Мышлаевского с Анной в фильме заканчиваются вполне закономерно – беременностью барышни и обещаниями поручика жениться по возвращении из похода с Деникиным, во что, впрочем, не верит ни он сам, ни окружающие.

Конечно, события фильма наложены на непростую историческую эпоху, и нам трудно сопоставить себя с женскими образами того времени. Однако черты мужских характеров из «Белой гвардии» мы можем оценить в полной мере и даже выбрать те типажи, которые нам более всего по душе. Ну а уж сделать так, чтобы покорить их сердца, способны женщины любой эпохи.

Для Нее

Как экономить деньги? Правильно их тратить! Коррекция образа жизни.

26142


 

Заявите о себе!

Наши читатели: >540 тыс. из Украины, >208 тыс. из Киева Наши пользователи - Ваши клиенты.

38058


 

Товары
Статьи
Воротнички начала ХХ века в "Белой Гвардии" (2012) Антикризисный тренд, модерн и милитари "золотой" Елены.

24558


День Небесной сотни Сотня юных орлов из казачьих полков, как в «Белой Гвардии».

11563


Свадьба мечты для Лилии и Дмитрия - от wedding.ua Благотворительный проект от wedding.ua.

11163


Как казаться умнее: «эффект ореола» «Искусственный интеллект» – дело нескольких привычек!

6273


Как поднять самооценку: работа над ошибками Главное – не врать себе.

5166