Еще пару лет назад, сердца модниц покорили ажурные накладные воротнички и воротнички-ожерелья из множества бусин. Они отдаленно напоминают наряды начала XX века, которые то и дело меняет Елена Тальберг в фильме "Белая Гвардия" (2012).
Несмотря на то, что Михаил Булгаков, при всей своей симпатии к "золотой" Елене, не потрудился описать ее наряды, художник по костюмам "Белой Гвардии", Татьяна Патрахальцева, трепетно создавала их, изучая архивные материалы и модные журналы тех времен. Судя по нарядам Елены и других героинь фильма, мода серебряного века была невероятно торжественным союзом милитари и модерна.
Модные воротнички, погоны, декольте и начесы – отголоски революций и войн
Елены в кадре часто меняет элегантные и простые платья с интересными воротничками и ажурными "погонами" - теми немногочисленными нарядными деталями, которые могла себе позволить киевская аристократка в эпоху революций, нищеты и разрухи 1918 года. Даже в изысканных ажурных погонах видна отсылка к офицерскому мундиру, но кто бы мог подумать, что у каждого воротничка тоже есть своя "военная тайна".
Воротничок «фуше»
Один из популярных воротничков 1917-18 годов – "фуше". Этот воротничок напоминает косынку, которая ненавязчиво декорирует дамское декольте. Собственно, идея прикрывать откровенные вырезы платьев косыночкой, по мнению модельеров, пришла в голову простолюдинкам, получавшим от своих барынь надоевшие тем открытые платья. Скромные девушки не могли себе позволить откровенные вырезы и научились столь эффектно и изобретательно их драпировать, что мода на "фуше" вернулась с улиц в аристократические салоны – но уже в виде изящных воротничков, исполненных в шелке или кружеве.Вполне может быть, что воротничок "фуше" – своего рода память о Жозефе Фуше, активном участнике Французской революции 1848 года, которая случилась за 60 лет до того, как его предположительно носила Елена.
Матросский воротник
Матросский воротник – еще один штрих революционной эпохи, который женщины виртуозно обыграли, заменив сукно и полоски, шелком и кружевом.
V-образное декольте, блузы-рубашки
Платья с глубокими V-образными вырезами, почти без украшений и вышивок вошли в моду после того, как в 1913 году европейские эмансипантки начали протестовать против женской одежды, сковывающей свободу движений. Впрочем, нарядные вечерние платья по-прежнему украшали вышивкой.
Корсеты становились все свободнее и удобнее, а вот белье, точнее нижние юбки, носили только белые и непременно хорошо накрахмаленные, чтобы платье при ходьбе слегка шуршало.
Еще одним завоеванием эмансипанток были удобные шелковые блузы, похожие на мужские рубашки. Их носили с легким напуском у талии, но все еще с юбками.
Воротничок определял статус
Молоденькие аристократки часто носили повседневные платья с маленьким ажурным воротничком, у прислуги и служащих воротнички были попроще.
Кокотки пренебрегали воротничками, выбирая исключительно начесы и прически с валиками в стиле гейши, темные помады, блестящие заколки, японские веера и полу-прозрачные рюши, отполированные до блеска нежно-розовые ногти – наследие русско-японской войны 1904-1905.
Простым горожанкам было вовсе не до новых трендов. Красавицы носили косы и цветастые платки. Что ж в этом тоже есть своя изюминка.