Роман «Анна Каренина» экранизировали в ХХ веке почти 30 раз. Анну играли Вивьен Ли и Грета Гарбо, Софи Марсо и Жаклин Биссет, Татьяна Самойлова и Татьяна Друбич. И вот теперь – Кира Найтли. Каждое время привносило свой колорит и стиль в классическое произведение, по-новому окрашивало знакомых героев. Интересно, какими увидели их художники фильма «Анна Каренина» (2012).
Стиль «Анны Карениной» (2012)
Одна из ключевых сцен романа – бал, куда Вронский (Аарон Тэйлор-Джонсон) приезжает как вероятный жених Китти, а уходит – человеком, влюблённым в Анну (Кира Найтли). Вот знаменитый портрет Карениной на балу: «Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести».
Кира Найтли, прекрасна, конечно, хотя и не обладает каренинской полнотой: у нее иной стиль красоты. Немного странно, впрочем, видеть вместо памятных всем поклонникам Толстого «полных рук» - накачанный трицес Киры. Ну, а то, что скромные жемчуга заменили на дорогие бриллианты, - просто обязательная дань голливудскому гламуру.
Фишки стиля Анны-Киры в «Анне Карениной» (2012)
Российские блогеры, среди которых есть профессиональные художники по костюмам, справедливо отмечают, что костюмы из фильма «Анна Каренина» (2012) не отличаются особой исторической достоверностью (с достоверностью гораздо лучше обстояло в фильме «Анна Каренина» 1997 года с Софи Марсо). Стиль же последней экранизации романа «Анна Каренина» профессионалы несколько пренебрежительно называют «опереточным».
Однако не нужно забывать, что это, вероятно, входит в замысел: фильм снят не в реалистической, а в новаторской театральной манере. Большинство действий (включая сцену скачек, на которых Вронский падает с лошади, а Анна обнаруживает свои преступные чувства перед петербургским высшим светом) происходит прямо на театральной сцене. Такова задумка драматурга Тома Стоппарда и режиссера Джо Райта.
К тому же в зимнем наряде Анны (Кира Найтли) угадывается отсылка к одному из самых знаменитых женских портретов того времени – «Портрету неизвестной», написанному современником Толстого и автором лучшего портрета писателя Иваном Крамским.
Интересен стиль актеров в промо-кампании фильма «Анна Каренина» (2012). Специалисты по стилю старались подобрать для них такую одежду, которая бы, с одной стороны, отражала современный стиль, а с другой – тем или иным образом намекала бы на предстоящее событие – премьеру фильм «Анна Каренина». Например, это роскошное кружевное платье в пол Elie Saab, которое Кира Найтли надела на премьеру в Торонто, - безусловно, обыгрывает в современном ключе стиль конца 19 века и черные платья Анны в фильме «Анна Каренина» (2012).
Или на другой премьере: здесь и Кира Найтли, и Алисия Викандер, сыгравшая Китти Щербацкую, одеты в кружевные платья, верхняя часть которых целомудренно прикрывает грудь. Кира Найтли одета в наряд Valentino Haute Couture, украшения - Chanel. Кстати, именно «Шанель», чьим лицом является Кира Найтли, предоставил все ювелирные украшения для съемок фильма «Анна Каренина» (2012).
Вронский (Аарон Тэйлор-Джонсон) - 2012
Конечно, поклонники фильма «Анна Каренина» (2012) неизбежно попытаются найти параллели в судьбах актеров и их экранных персонажей. В биографии Киры Найтли это получится едва ли: если Анна Каренина вышла замуж в 18, то 27-летняя Кира Найтли до сих пор не замужем, а лишь помолвлена. Да и в жизни Джуда Лоу сложновато выявить параллели с биографий супруга Анны: Каренин – серьезный чиновник и обманутый муж, а Лоу – серьезный актёр, но ветреник, не раз изменявший своим женщинам – жене Сэди Фрост, а затем и подруге Сиенне Миллер.
Но вот в чьей судьбе обнаруживается неожиданное сходство с экранными героями – так это в биографии молодого и пока не очень известного актера по имени Аарон Тэйлор-Джонсон, сыгравшего Вронского. Вронский, как известно, был немного моложе Анны. Ааарон Тэйлор-Джонсон также находился в любовных отношениях с женщиной, которая старше его: Сэм Тэйлор-Вуд уже 45, а Аарону Джонсону – всего 22! Тем не менее, пара несколько лет назад сыграла свадьбу и у них две маленьких дочери. Более того: молодожёны даже обменялись фамилиями. Так Аарон Тэйлор-Джонсон получил свою двойную фамилию.
Что касается визуального решения образа Алексея Вронского в фильме «Анна Каренина» (2012), то выбранный для него стиль внешности, на первый взгляд, кажется нелогичным. Как мы помним, Вронский в романе Толстого – брюнет. Однако в новом фильме Аарон Тэйлор-Джонсон неожиданно оказывается кудрявым блондином с пшеничными усами в стиле Сергея Безрукова, играющего Есенина.
Это тем более странное решение, учитывая, что в жизни Аарон Тэйлор-Джонсон – вполне себе роковой брюнет. Чем руководствовались художники фильма – не вполне понятно. Не исключено, просто соображением контраста между брюнеткой-Анной и блондином-Вронским. Или, возможно, стереотипом «русский, значит, русый».
Алексей Каренин (Джуд Лоу) - 2012
Муж Анны, высокопоставленный государственный чиновник Алексей Каренин – один из самых сложных образов мировой литературы. Неверно представлять его сухарем и занудой (хотя большинство экранизаций именно этим и грешит). В сложившемся треугольнике он страдает не меньше Анны, но на свой манер. Анна своим романом попирает всё, что представляет ценность для Каренина: положение в обществе и доброе имя. Наверно, прав режиссер Сергей Соловьев, несколько лет назад поставивший свою «Каренину», утверждая, что «Анна Каренина» - это роман, в котором нет ни одного отрицательного персонажа.
Стиль одежды и внешнего облика Каренина в фильме «Анна Каренина» (2012) опирается на то, что его не следует изображать безнадежно непривлекательным: недаром же Каренина играет голливудский сердцеед Джуд Лоу. Каренин – вполне достойный, хотя и скучный, муж, и это отражает выбранный для него стиль. Почти всё время он одет в один и тот же голубой чиновничий мундир с красной лентой. И есть штрих, который придаёт Каренину некую комичность, а может быть, даже беззащитность: он ходит в коротеньких (как говорят о такой длине – «подстреленных») брючках.
Кстати, Джуд Лоу выслушал от поклонников немало сочувственных слов: говорили, что сам Джуд еще в той кондиции, что свободно мог бы сыграть Вронского, а не Каренина. Но кажется, создатели фильма в этом случае все-таки не ошиблись с кастингом: у Лоу получился замечательный Каренин. Ну, а его собственный внешний стиль рокового красавца никуда не денется: посмотрите, например, до чего он великолепен в свежей фотосессии Vogue по мотивам фильма «Анна Каренина» (2012) за авторством Марио Тестино.
Фантазийный стиль, который Кира Найтли представляет в этой же фотосесии для Vogue, - как всегда, неожиданный и острый. Можно понять тех, кто утверждает, что модель из Киры – пожалуй, даже более убедительная, чем актриса.